- Подробности
-
Создано 26.12.2019 16:32
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОТРУДНИКОВ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ РФ
Принят решением II конференции АКСОР от 3 декабря 2001 года
(с изменениями и дополнениями от 26 октября 2010 года)
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Ассоциация), признавая особую ответственность контрольно-счетных органов перед государством и обществом, принимает Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Ассоциация исходит из того, что поведение сотрудников контрольно-счетных органов всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам. Ничто не должно порочить деловую репутацию, авторитет сотрудника органа государственного финансового контроля.
Принимая данный Кодекс, Ассоциация надеется обеспечить благоприятный морально-психологический климат в трудовых коллективах контрольно-счетных органов, повысить общественное доверие и уважение к профессиональной деятельности их сотрудников.
Статья 1. Основания разработки настоящего Кодекса
1.1.Настоящий Кодекс разработан в соответствии с решением Всероссийского совещания руководителей контрольно-счетных органов, состоявшегося в декабре 2000 года.
1.2.Настоящий Кодекс основан на нормах поведения, изложенных в правовых актах Российской Федерации, а также в Лимской декларации основополагающих принципов контроля, Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе, принятом XVI Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в ноябре 1998 года.
1.3.При разработке настоящего Кодекса учтены нормы профессионального поведения, содержащиеся в российских кодексах корпоративной этики: Кодексе этики члена Института профессиональных бухгалтеров России, Кодексе профессиональной этики аудиторов, а также принят во внимание опыт создания профессионально-этических кодексов государственных и муниципальных служащих в субъектах Российской Федерации.
Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса
2.1.Положения настоящего Кодекса обязательны для всех сотрудников контрольно-счетных органов, входящих в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации.
2.2.Сотрудник контрольно-счетного органа, поступая на государственную службу, добровольно возлагает на себя обязательства неуклонно выполнять этические нормы и требования настоящего Кодекса.
2.3.Каждый гражданин, поступающий на службу в контрольно-счетный орган, должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом.
Статья 3. Цель настоящего Кодекса
3.1.Цель настоящего Кодекса – установление этических норм, правил профессионального поведения и взаимоотношений сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации для достойного выполнения ими своего профессионального долга.
3.2.Настоящий Кодекс определяет:
а) этические нормы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники контрольно-счетных органов;
б) основные принципы взаимоотношений, которые должны соблюдать сотрудники контрольно-счетных органов, независимо от занимаемой должности;
в) правила поведения сотрудников контрольно-счетных органов в их профессиональной деятельности;
г) порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.
Статья 4. Общие этические требования к сотрудникам контрольно-счетных органов
4.1.Сотрудник контрольно-счетного органа должен быть предан своему Отечеству, защищать его экономические интересы, неуклонно соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство, быть верным профессиональному долгу, служить образцом исполнения своих должностных обязанностей, обладать безупречной репутацией.
4.2.Этические нормы для сотрудников контрольно-счетных органов включают в себя как общие этические требования для государственных служащих, так и особые требования, обусловленные спецификой их деятельности и профессиональными обязательствами.
Статья 5. Основные этические принципы сотрудников контрольно-счетных органов, обусловленные спецификой их деятельности
Сотрудники контрольно-счетных органов в своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:
а) честность и объективность при выполнении служебных обязанностей. Сотрудник контрольно-счетного органа обязан придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения и в своих отношениях с проверяемыми организациями не должен давать поводов для подозрений и упреков. Объективность требует, чтобы сотрудник контрольно-счетного органа выполнял свою работу квалифицированно, добросовестно и был независим в своих выводах и решениях. Основанием для его выводов и заключений может быть только проверенная и объективная информация, но не предвзятость или оказываемое на него давление;
б) порядочность. Сотрудник контрольно-счетного органа должен быть доброжелательным к людям, корректным и добросовестным при осуществлении своей профессиональной деятельности. Авторитет высокой должности государственного финансового контролера должен подкрепляться его личностным авторитетом;
в) профессиональная компетентность. Данный принцип требует от сотрудника контрольно-счетного органа постоянного повышения своей квалификации и качества работы, знаний нормативных правовых актов и наличия необходимых практических навыков. Если сотрудник считает, что он не обладает должной компетентностью для выполнения порученного задания, он обязан поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя;
г) безупречное поведение. Сотрудник контрольно-счетного органа должен всемерно содействовать созданию и укреплению хорошей репутации контрольно-счетного органа и воздерживаться от такого поведения, которое могло бы нанести ущерб данной репутации. Это предполагает, что сотрудник контрольно-счетного органа в своей профессиональной деятельности неуклонно руководствуется нормами законодательства, своими должностными обязанностями, установленными методиками и стандартами проведения контрольных мероприятий;
д) лояльность. Соблюдение данного принципа означает, что сотрудник контрольно-счетного органа не должен вмешиваться в конфликты интересов проверяемых структур, не может быть вовлечен в ненадлежащую деятельность, которая способна дискредитировать его самого или же представляемый им контрольно-счетный орган, вызвать конфликт интересов, нанести прямой или косвенный ущерб делу;
е) конфиденциальность информации. Сотрудник контрольно-счетного органа не должен раскрывать третьей стороне информацию, полученную в ходе проведения контрольного мероприятия, исключая случаи, предусмотренные законом или другими документами, являющимися частью установленных процедур деятельности контрольно-счетного органа. Сотрудник контрольно-счетного органа не должен использовать конфиденциальную информацию во внеслужебных целях;
ж) независимость (см. статью 6 настоящего Кодекса).
Статья 6. Независимость сотрудников контрольно-счетных органов
6.1.Независимость от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц является неотъемлемым требованием к сотрудникам контрольно-счетных органов. Принимая задание на проведение контрольного мероприятия, сотрудники контрольно-счетных органов должны быть свободными от какой-либо заинтересованности, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и порядочности.
6.2.Во всех вопросах, относящихся к профессиональной деятельности, ничто не должно вредить независимости сотрудников контрольно-счетных органов, в том числе, внешнее давление или влияние на сотрудника контрольно-счетного органа, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы; предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т. п. Сотрудники контрольно-счетных органов при выполнении служебных обязанностей должны воздерживаться от вовлечения их в дела, которые вольно или невольно могут повлиять на их независимость.
6.3.Сотрудникам контрольно-счетных органов необходимо поддерживать политический нейтралитет контрольно-счетных органов и свою независимость от любого политического воздействия для того, чтобы беспристрастно выполнять свои обязанности.
6.4.Сотрудники контрольно-счетных органов, заботясь о своей независимости, должны избегать любых конфликтов интересов, отказываться от подарков или вознаграждений, которые могут оказать влияние на их независимость и честность.
6.5.Сотрудникам контрольно-счетных органов не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут их скомпрометировать или повлиять на их способность действовать независимо.
6.6.Сотрудники контрольно-счетных органов не могут использовать свой официальный статус в личных целях и должны избегать отношений, которые могут привести к коррупции или ставят под сомнение их объективность и независимость.
6.7.Сотрудникам контрольно-счетных органов необходимо учитывать ограничения, которые могут влиять на их способность работать и делать выводы беспристрастно. Если на них оказывается неблагоприятное воздействие, и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, им следует отказаться от участия в проведении данного контрольного мероприятия.
6.8.Личные или семейные отношения сотрудников контрольно-счетных органов не должны ставить под угрозу независимость их подхода к выполнению заданий. Сотрудники контрольно-счетных органов, независимость которых подвержена влиянию обстоятельств личного или семейного характера, не вправе принимать участие в соответствующих контрольных мероприятиях и обязаны заранее уведомить руководство о наличии таких обстоятельств.
Статья 7. Отношения сотрудников контрольно-счетных органов с коллегами и подчиненными
7.1.Сотрудники контрольно-счетных органов должны способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений. Их профессионализм и конструктивное сотрудничество друг с другом являются важными факторами эффективности деятельности контрольно-счетных органов.
7.2.Сотрудник контрольно-счетного органа, наделенный большими полномочиями по сравнению со своими коллегами, должен с пониманием относиться к праву своих коллег иметь собственное профессиональное суждение, особенно когда это суждение отличается от его собственного.
7.3.Сотруднику контрольно-счетного органа, занимающему руководящую должность, следует быть образцом профессионализма, иметь безупречную репутацию, служить примером справедливости, доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Руководитель не вправе перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных.
Статья 8. Отношения сотрудников контрольно-счетных органов с привлеченными специалистами
8.1.Сотрудник контрольно-счетного органа не всегда может обладать специальными знаниями или опытом во всех областях контрольной деятельности, поэтому возникают случаи, когда в целях обеспечения должного качества проверки целесообразно привлечение специалистов (экспертов, консультантов), обладающих необходимыми знаниями или навыками.
8.2.Консультации с другими сотрудниками или специалистами должны осуществляться при соблюдении конфиденциальности.
8.3.Сотрудник, оказывающий консультационную помощь, обязан принимать разумные меры для поддержания профессионального имиджа сотрудника, запросившего такую помощь, и не должен высказывать какой-либо критики по поводу его профессиональной компетенции.
8.4.Пользуясь услугами привлеченных специалистов, сотрудник контрольно-счетного органа должен принимать меры для того, чтобы им были известны этические требования и принципы, содержащиеся в настоящем Кодексе.
Статья 9. Гласность и предоставление информации
9.1.Гласность – одно из важнейших условий эффективной деятельности контрольно-счетных органов. Информация о деятельности контрольно-счетных органов может быть в установленном порядке опубликована или передана средствам массовой информации. Однако соблюдение данного принципа не предусматривает предание гласности промежуточных результатов контрольных мероприятий.
9.2.При подготовке актов и отчетов о результатах контрольных мероприятий, других материалов сотрудник контрольно-счетного органа не должен:
а) наносить ущерб репутации контрольно-счетного органа посредством использования непроверенной, необъективной или заведомо ложной информации;
б) преувеличенно рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
в) пренебрежительно отзываться о работе коллег по профессии.
9.3.Сотрудник контрольно-счетного органа должен с уважением и пониманием относиться к деятельности средств массовой информации по освещению работы контрольно-счетных органов и оказывать им необходимое содействие, если это не противоречит действующему законодательству и настоящему Кодексу.
Статья 10. Этические конфликты
10.1.Сотрудник контрольно-счетного органа в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:
а) давлением со стороны руководителя;
б) отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на служебную деятельность сотрудника;
в) просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал вразрез со своими должностными обязанностями;
г) воздействием на сотрудника, осуществляемым в корыстных целях с помощью слухов, шантажа и т.п.
Во всех этих и других ситуациях сотрудник контрольно-счетного органа должен вести себя достойно и действовать в строгом соответствии со своими служебными обязанностями, а также этическими принципами настоящего Кодекса.
10.2.Сотрудник контрольно-счетного органа должен избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести ущерб его личностному авторитету или деловой репутации.
Статья 11. Разрешение этических конфликтов
11.1.В случае, если сотруднику контрольно-счетного органа не удалось избежать конфликтной ситуации, он должен уметь правильно разрешить ее, применяя с этой целью действия, предусмотренные его организацией.
11.2.Если в контрольно-счетном органе, в котором работает сотрудник, не установлена система надлежащих мер по разрешению этических конфликтов, ему следует предпринять следующие последовательные шаги:
а) обсудить проблему конфликта с непосредственным начальником;
б) если участие непосредственного начальника не приводит к решению проблемы и сотрудник контрольно-счетного органа решает обратиться к руководству более высокого звена, то непосредственный начальник должен быть уведомлен об этом;
в) если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, сотруднику контрольно-счетного органа следует обратиться к руководителю более высокого уровня;
г) если предшествующие шаги не привели к желаемому результату, то обратиться за конфиденциальными консультациями и рекомендациями в соответствующую организацию (например, Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации).
11.3.Руководители контрольно-счетных органов обязаны принять необходимые меры по установлению в своих организациях системы процедур и мер, направленных на правильное разрешение возможных этических конфликтов.
11.4.Организации – члены Ассоциации должны обеспечить своим сотрудникам возможность обращаться в Ассоциацию за необходимой для разрешения конфликтов помощью и конфиденциальными консультациями.
Статья 12. Порядок применения мер воздействия за нарушение положений настоящего Кодекса»
12.1.Соблюдение сотрудником контрольно-счетного органа норм настоящего Кодекса является важным элементом для всесторонней и объективной оценки его личностных и профессионально-деловых качеств.
12.2.Нарушение сотрудником контрольно-счетного органа требований настоящего Кодекса рассматривается на заседании специально созданной в его организации Этической комиссии.
12.3.Этическая комиссия может применить к нарушителю настоящего Кодекса различные меры воздействия: вынести моральное осуждение, дать рекомендацию по исправлению своего поведения и т.д. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство сотрудника контрольно-счетного органа, подрывающего авторитет контрольно-счетного органа, Этическая комиссия может вынести заключение о несоответствии данного сотрудника высокому статусу представителя органов государственного финансового контроля и направить свое заключение в аттестационную комиссию.
12.4.Полномочия по рассмотрению случаев нарушения сотрудником контрольно-счетного органа положений настоящего Кодекса и применению мер воздействия, предусмотренных пунктом 12.3. настоящей статьи, могут быть возложены на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, созданную в контрольно-счетном органе в соответствии с требованиями Федерального закона 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статья 13. Заключительные положения
Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2002 года и является обязательным для соблюдения всеми сотрудниками контрольно-счетных органов – членов Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.